26 июня 1992 года N 3132-1  



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Закона РФ от 14.04.1993 N 4791-1;
Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов
от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 17.07.1999 N 169-ФЗ,
от 20.06.2000 N 89-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.04.2005 N 33-ФЗ,
от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением ВС РФ от 14.04.1993 N 4792-1, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П)


     Статья 1. Судьи - носители судебной власти 


     1. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
     2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
     3. Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
     4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)
     5. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.
     6. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.


     Статья 2. Единство статуса судей 


     1. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.
     Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)
     2. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.


     Статья 3. Требования, предъявляемые к судье 


     1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.
     2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
     3. Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 17.07.1999 N 169-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
     4. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.
     В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
(п. 4 введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 169-ФЗ)


     Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи 


     (в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)


     1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.


     По вопросу, касающемуся стажа работы судьи, см. Постановление ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1.


     При этом:
     судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
     судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;
     судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;
     судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
     В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования:
     государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации;
     муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.
     Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)


     КонсультантПлюс: примечание.
     По вопросу, касающемуся порядка определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, см. Инструкцию, утвержденную Минюстом РФ N 10 (35)-5, Верховным Судом РФ, ВАС РФ 27.12.1996.


     2. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации.


     Статья 4.1. Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи 


     (введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)


     Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.


     Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи 


     1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
     2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.
     Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
(п. 2 введен Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
     3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:
     подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
     анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
     подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
     подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
     документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
     Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
     4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.
     Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
     5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
     6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
     Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:
     подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
     анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
     подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его заверенная копия;
     подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
     документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;
     сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
     7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
     8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)
     В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.
     Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
     9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
     В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосо