А34-4386/2011



14/2012-27146(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган                                                                       Дело № А34-4386/2011
11 апреля 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леоновой Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (ОГРН 1064501179610)
заинтересованное лицо: Администрация Кетовского района Курганской области (ОГРН 1024501525289)
третьи лица: 1. Садоводческое товарищество «Эталон»; 2. Снецкой Александр Егорович; 3. Администрация Кетовского сельсовета; 4. ФБУ «Кадастровая палата» по Курганской области; 5. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области; 6. Государственное казенное учреждение «Курганское лесничество»; 7. Общество с ограниченной ответственностью «Геоцентр»
о признании недействительным постановления № 2171 от 20.12.2010
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Суворова Т.Г., доверенность № 01-03/6611 от 27.12.2011; Смеркис И.К., доверенность № 01-03/783 от 14.02.2012- после перерыва явки нет;
от заинтересованного лица: явки нет, извещен;
от третьих лиц: 1. Гутник В.С., председатель, выписка из протокола от 07.05.2011; 2. Снецкой А.Е., паспорт; Ятченко В.В., доверенность 45 АА 0142537 от 16.11.2012; 3. явки нет, извещен; 4. Кузнецова О.С., доверенность № 45АА 0116297 от 10.01.2012; 5. Цыба Е.Е., доверенность № 127 от 12.11.2010, после перерыва Рогова А.П., доверенность № 52 от 01.08.2011; 6. Менщикова Г.Ф., доверенность № 63 от 06.12.2011, Кленин М.Е., доверенность № 5 от 03.04.2012; 7. явки нет, извещен;

установил:

     Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Кетовского района Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) от 20.12.2010 № 2171 «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для садоводства Снецкому А.Е.» (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
     В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемый ненормативный акт принят заинтересованным лицом за рамками своих полномочий в нарушение ст. 7, ст.8, ч.2 ст.11, ч.2 ст.27, ст.101 Земельного кодекса РФ, ст.8, ст.83, ст.96 Лесного кодекса РФ, ч.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Администрация Кетовского района предоставила Снецкому А.Е. земельный участок в собственность из состава земель лесного фонда, неправомерно изменила категорию земель, указав, что спорный участок № 102 расположен на землях сельскохозяйственного назначения в границах СТ «Эталон» Кетовского района Курганской области. Спорный участок № 102 расположен на территории Курганского лесничества, Кетовского участкового лесничества, Кетовского мастерского участка, квартал 162, выдел 2. Принадлежность участка к землям лесного фонда подтверждается схемой Курганского лесничества, материалами лесоустройства. Указанный участок входит в состав участка, отнесенного к землям лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Спорный участок СТ «Эталон» для ведения садоводства не предоставлялся, кроме того был поставлен на кадастровый учёт без процедуры согласования с ГКУ «Курганское лесничество». Постановление принято с нарушением требований лесного законодательства. Полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора на территории Курганской области осуществляются Департаментом.
     Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СТ «Эталон», Снецкой А.Е., Администрация Кетовского сельсовета, ФБУ «Кадастровая палата» по Курганской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, ГКУ «Курганское лесничество»,  ООО «Геоцентр».
     Представители заявителя в судебном заседании на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению. Пояснили, что спорный участок № 102 которым пользуется Снецкой А.Е., из состава земель лесного фонда, находящийся в выделе 3 квартала 162 по материалам лесоустройства 1986, переименованный впоследствии в выдел 2 квартала 162 по материалам лесоустройства 1997, СТ «Эталон» для ведения садоводства не предоставлялся. Участок № 102 расположен на территории Курганского лесничества, согласование его границ должно осуществляться подведомственным Департаменту ГКУ «Курганское лесничество». Администрацией Кетовского района не представлено доказательств законности принятого постановления. Из сведений ФГУ «Кадастровая палата» поступивших на запрос Департамента от 12.07.2011, заявителю стало известно о принятом постановлении № 2171 от 20.12.2010. Просят заявление удовлетворить.
     Представители заинтересованного лица Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В материалы дела представлены отзыв, дополнение к отзыву и ходатайства о рассмотрении дела без их участия. Из отзывов следует, что с требованиями заявителя не согласны, считают постановление законным и обоснованным. Ссылаясь на Федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», указывают, что Снецкой А.Е. к заявлению о предоставлении земельного участка для садоводства, находящегося в СТ «Эталон» представил необходимый пакет документов, в том числе постановление Администрации Кетовского сельсовета № 533 от 13.12.2010 «Об утверждении схемы расположения земельного участка» подтверждающее отсутствие прав иных лиц на данный земельный участок, и являещимся основанием для принятия постановления о предоставлении земельного участка. Согласно кадастрового плана территории земельный участок №102, площадью 1169 кв.м расположен в СТ «Эталон» Кетовского района Курганской области на землях сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д.37-38, т.2 л.д.18-19, 124-125).
     Представитель третьего лица СТ «Эталон» в судебном заседании с требованиями заявителя не согласен по основаниям отзыва. Считает постановление законным и обоснованным. Пояснил, что для ведения коллективного садоводства СТ «Эталон» дополнительно выделялись земельные участки в том числе и в квартале 162 Кетовского лесничества. Акт обследования данного участка в садоводстве отсутствует, изменения в межевой план с 1991 не вносились. Считает, что СТ «Эталон» выделялся земельный участок в квартале 162, выделе 2, где находится спорный участок № 102, но документально не зафиксировано. Документация СТ «Эталон» была утрачена, доказательств в подтверждении доводов не имеется. Членом садоводство Снецкой А.Е., согласно членской книжки стал с 1998 года. Представленный ему участок ранее никто не занимал.
     Третье лицо Снецкой А.Е. и его представитель в судебном заседании с требованиями заявителя не согласны по основаниям отзыва и дополнения к отзыву. Считают постановление законным и обоснованным. Снецкой А.Е. пояснил, что является членом садоводство СТ «Эталон» с 1998, представленный ему участок ранее никто не занимал. Полагает, что спорный участок был выделен для коллективного садоводства СТ «Эталон», находится в границах СТ «Эталон». Администрация Кетовского сельсовета постановлением № 533 от 13.12.2010 утвердила схему расположения земельного участка. При предоставлении необходимого пакета документов, Администрацией Кетовского района принято спорное постановление. Каких-либо дополнительных документов от него не требовалось. Полагает, что заявителем не доказано нахождение спорного участка на землях лесного фонда. Право собственности на спорный участок зарегистрировано, просит в удовлетворении заявления отказать. Заявил ходатайство о привлечении к участию в дело в качестве третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области. Ходатайство судом рассмотрено, в удовлетворении отказано, за необоснованностью, в соответствии со ст. 51, 159, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
     Представители третьего лица Администрации Кетовского сельсовета в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о времени и месте проведения судебного заседания. В материалы дела представлен отзыв, ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Из отзыва следует, что с требованиями заявителя не согласны, считают постановление законным и обоснованным. Снецкой А.Е. обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка № 102 площадью 1169 кв.м., в границах СТ «Эталон». Предоставил схему расположения земельного участка, акт согласования, кадастровый план СТ «Эталон» подготовленные ООО «Геоцентр», имеющим лицензию по землеустроительным работам, а также описание местоположения границ земельного участка и заключение правления СТ «Эталон». Оснований для отказа в утверждении схемы не было, кадастровый план территории № 4508/209/10-0461 подтверждает, что спорный участок находится в границах СТ «Эталон». Постановлением Администрации Кетовского сельсовета № 533 от 13.12.2010 схема расположения земельного участка была утверждена. Администрация Кетовского района в порядке ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" приняла оспариваемое постановление (т.2 л.д.1-2).
     Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Курганской области рассмотрение спора оставил на усмотрение суда. Суду пояснил, что 30.12.2010 поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением документов, предусмотренных ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», основания для приостановления либо отказа в осуществлении учета не выявлено, принято решение об осуществлении кадастрового учета объекта с присвоением земельному участку кадастрового номера 45:08:030404:104, площадью 1169кв.м., разрешённое использование: для садоводства, местоположение: Курганская область, Кетовский район, СТ «Эталон», участок № 102, находится в собственности Снецкого А.Е. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.  В силу статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, кадастровую деятельность в отношении земельных участков осуществляют кадастровые инженеры, которые и несут ответственность за достоверность сведений, включённых в межевой план. Орган кадастрового учёта лишь отслеживает правильность описания объектов недвижимости для целей кадастрового учёта и соблюдение процедуры согласования местоположения границ земельных участков.
     Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области рассмотрение спора оставил на усмотрение суда. Суду пояснил, что регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 45:08:030404:104, расположенный в СТ «Эталон», участок № 102, находится в собственности Снецкого А.Е., осуществлена на основании постановления Администрации Кетовского района Курганской области № 2171 от 20.12.2010. Запись в ЕГРП о регистрации права на земельный участок с условным номером 45-45-01/124/2009-791 прекращена на основании заявления Российской Федерации о прекращении права от 02.09.2010. Указанный земельный участок разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 45:08:010801:288, 45:08:010801:287, 45:08:013001:339, 45:08:010801:284, 45:08:010801:283, 45:08:010801:286, 45:08:010801:285, 45:08:013001:340, 45:08:013001:341, 45:08:013001:338, с условным номером 45-45-01/135/2010-266, право собственности на указанные участки зарегистрированы за Российской Федерацией 30.09.2010 на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области №407 от 18.06.2010, ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ.
     Представители ГКУ «Курганское лесничество» в судебном заседании поддержали правовую позицию Департамента, представили отзыв, дополнение к отзыву. Пояснили, что спорный земельный участок находится в землях лесного фонда и является федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации зарегистрировано, представили материалы лесоустройства. Данными материалами документально подтверждается, что спорный земельный участок расположен на территории Курганского лесничества, структурным подразделением которого является Кетовское участковое лесничество общей площадью 40276 га, в последнее входит Кетовский мастерский участок площадью 17707га (в данную площадь входит квартал 162, выдел 2). Согласно Таксационного описания площадь выдела 2 составляет 1,3 га, по категории защищенности относится к лесопарковой части земельных зон, вся площадь находится в защитных лесах. Материалами лесоустройства 1986 (планшета 8 лесоустройства 1986) Кетовского лесничества Кетовского лесхоза ныне Кетовского мастерского участка Кетовского участкового лесничества ГКУ «Курганское лесничество», подтверждается, что в 1986 площадь квартала 162 составляла 24 га. Из материалов лесоустройства 1997 (планшета 9 лесоустройства 1997), Таксационного описания Кетовского лесничества Кетовского лесхоза Курганского управления лесами книга П кварталы 152-216 1997, видно, что она уменьшилась до 1,3 га за счет выделения территории лесного фонда СТ «Эталон». В ходе лесоустроительных работ 1997 произошло изменение нумерации выделов. Так выдел 3 стал выделом 2 с неизменной площадью 1,3 га и неизменной формой с сохранением его прежних границ. На вновь переименованном выделе 2 находится спорный участок № 102. Пояснили, что с помощью навигатора ГАРМИН проверена точность места нахождения занятого Снецким А.Е. участка, в результате при наложении схемы-чертежа квартала 162 на кальке на схему, сделанную навигатором в масштабе 1:10000, участок в точности совпадает с вышеуказанной схемой межевого плана, предоставленного Снецким А.Е. В Курганское лесничество по спорному участку никто не обращался, вопрос об изменении категории земель по данному земельному участку не решался. При оформлении межевого дела согласования с учреждением не проводилось.
     Представитель третьего лица ООО «Геоцентр» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения судебного заседания, отзыв не представлен.
     На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица и третьих лиц Администрации Кетовского сельсовета, ООО «ГеоЦентр».
     В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
     В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
     В силу части 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, решение, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия у органа и лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.
     Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Администрация Кетовского района Курганской области руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 53-ФЗ от 17.04.2006 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральным законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», Уставом муниципального образования Кетовский район, приняла постановление от 20.12.2010 № 2171 «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для садоводства Снецкому А.Е.» (далее - постановление от 20.12. 2010 № 2171).
     Данным постановлением Снецкому А.Е. предоставлено для садоводства в собственность бесплатно земельный участок № 102 площадью 1169 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения в границах садоводческого товарищества «Эталон» Кетовского района Курганской области. Рекомендовано Снецкому А.Е. зарегистрировать право собственности на земельный участок в Управлении Росреестра по Курганской области (т.1 л.д.12).
     В ходе судебного разбирательства судом установлено, что основанием для принятия Администрацией Кетовского района указанного постановления послужило заявление Снецкого А.Е., от 13.12.2010 на имя Главы Кетовского района о предоставлении в собственность бесплатно для садоводства земельный участок № 102, площадью 1169 кв.м., расположенного по адресу - Курганская область, Кетовский район, СТ «Эталон» (т.1 л.д.41).
     К указанному заявлению Снецким А.Е. были представлены: описание местоположения границ земельного участка от 11.09.2010 (т.1 л.д.44); заключение СТ «Эталон» от 11.09.2010 о закреплении за Снецким А.Е. с 1998г. земельного участка № 102 на праве пользования. Описание границ земельного участка соответствует месторасположению границ участка № 102, который им фактически используется (т.1 л.д.42); справка № 14 от 11.09.2010, о том что СТ «Эталон» не возражает предоставить земельный участок № 102 который расположен в СТ «Эталон» в собственность Снецкому А.Е., которым он фактически пользуется с 1998г. (т.1 л.д.43); схема расположения земельного участка в кадастровом квартале 45:08:030404 для садоводства площадь участка 1169 кв.м., утвержденная главой Администрации Кетовского сельсовета (т.1 л.д.45), (заявление Снецкого А.Е. от 13.12.2010 к Главе Кетовского сельсовета об утверждении схемы расположения границ земельного участка площадью 1169 кв.м., расположенного по адресу - Курганская область, Кетовский район, СТ «Эталон», участок № 102 для садоводства (т.2, л.д.3)); акт согласования местоположения границ земельного участка со смежными земельными участками (т.1 л.д.47); кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 15.10.2010 (т.1 л.д.48-50); постановление Администрации Кетовского сельсовета от 13.12.2010 № 533 «Об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства Снецкого А.Е.» (т.1 л.д.46).
     Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области зарегистрировано право собственности Снецкого А.Е. на земельный участок от 16.05.2011 № регистрации 45-45-14/003/2011-803, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Назначение объекта указано земли сельскохозяйственного назначения - для садоводства, площадь 1169 кв. м, расположенное: Курганская область, Кетовский район, СТ «Эталон», участок № 102 (т.3 л. д. 1).
     Считая указанное постановление недействительным, нарушающим права по распоряжению землями лесного фонда Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.  
     Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, а доводы Администрации Кетовского района поддержанные третьими лицами Администрацией Кетовского сельсовета, СТ «Эталон, Снецким А.Е. необоснованными по следующим основаниям.
     Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. К имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
     Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
     В порядке статьи 28 Закона № 66-ФЗ предусмотрена возможность предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Закона № 122-ФЗ.
     В соответствии с п.1 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
     Указанная статья устанавливает упрощенный порядок государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, который применяется, если в наличии имеются следующие обстоятельства: земельный участок был предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, целью предоставления земельного участка является ведение на нем личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
     Статьей 11.1 Земельного кодекса установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
     По смыслу положений пунктов 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
     Согласно пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
     В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса земли по целевому назначению делятся на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Распоряжение землями осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом, в соответствии с определенной им компетенцией органов государственной власти, органов местного самоуправления.
     Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
     Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", органами местного самоуправления осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
     Таким образом, действующим законодательством определен круг полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
     Судом установлено и материалами дела подтверждается, что право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, расположенный по адресу (местоположение): Россия, Курганская область, Кетовский район, Кетовский лесхоз (в который входит квартал 162 и находится спорный участок № 102), было зарегистрировано: 15.10.2004 свидетельство о государственной регистрации права, серия 45 УЮ № 172120 с условным кадастровым номером № 45-01.01-56.2004-0462; 12.02.2008 свидетельство о государственной регистрации права, серия 45 АБ 218246 с условным кадастровым номером № 45-01.01-56.2004-0462, общей площадью 32 420 га; 27.11.2009 свидетельство о государственной регистрации права, серия 45 АА № 031085 с условным кадастровым номером № 45-45-01/124/2009-791, площадь 323637273 кв.м (т.1 л.д.28).
     Запись в ЕГРП о регистрации права на земельный участок с условным номером 45-45-01/124/2009-791 прекращена на основании заявления Российской Федерации о прекращении права от 02.09.2010. Указанный земельный участок разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 45:08:010801:288, 45:08:010801:287, 45:08:013001:339, 45:08:010801:284, 45:08:010801:283, 45:08:010801:286, 45:08:010801:285, 45:08:013001:340, 45:08:013001:341, 45:08:013001:338, с условным номером 45-45-01/135/2010-266.
     На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области № 407 от 18.06.2010 зарегистрировано права собственности от 30.09.2010 за Российской Федерацией с условным кадастровым номером № 45-45-01/135/2010-266 на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда -для ведения лесного хозяйства, площадь 323242863 кв.м, местоположение участка определено: Россия, Курганская область, Кетовский район, Кетовский лесхоз, за исключением лесных участков с местоположением: Курганская область, Кетовский район, Кетовский лесхоз, Колташевское лесничество, кв.175 выд.11-13,16,22-29,32,33, кв.180 выд.18, кадастровый № 45:08:010801:285; кв.181 выд.6, кадастровый № 45:08:010801:286, кв.181 выд.9, кадастровый №45:08:010801:287, кв.181 выд.46, кадастровый №45:08:010801:288, кв.182 выд.7, кадастровый №45:08:013001:338, кв.182 выд.6 кадастровый №45:08:013001:339, кв.180 выд.15 кадастровый №45:08:010801:284, кв. 82 выд. 4, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 18, 21; кв. 93 выд. 3, 9, 10, 11, 12, 30; кв. 94 выд. 1, 5, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 22; кв. 106 выд. 7, 18; кв. 107 выд. 1, 3, 4, 10, 12, 14, 16, 19, 22; кв. 113 выд. 3, 4, 5, 6, 7, 17, 18; кв. 114 выд. 1, 3, 9, 10, 13, 18; кв. 121 выд. 5, 6, 7, 8, 18, 19; кв. 122 выд. 2, 3, 4, 5, 6, 13, 16, 20, 22, 23, 24; кв. 123 выд. 14, 16, 17 кадастровый №45:08:010801:283, кв.183 выд.24 кадастровый №45:08:013001:340, кв.183 выд.27 кадастровый №45:08:013001:341 (свидетельство о государственной регистрации права, серия 45 АА № 143794 (в деле).
     Согласно информации из записей книг учета и отвода земель государственного лесного фонда за 1981-1989 года, 1990-1998 года для ведения коллективного садоводства СТ «Эталон» на основании решения Курганского областного Совета народных депутатов от 25.05.1988 № 179 из лесного фонда были выделены земельные участки в кварталах 155, 162 Кетовского лесничества Кетовского лесхоза (т.1 л.д.120).
     В последствии для увеличения площади СТ «Эталон» решением Курганского областного Совета народных депутатов от 24.05.1989 № 99 выделены земельные участки в квартале 162, 163 Кетовского лесничества Кетовского лесхоза на площади 1,1 га (т.2 л.д.57), а также постановлением Президиума Курганского областного Совета народных депутатов от 28.11.1991 № 284 выделены земельные участки в квартале 140,152,162,169 Кетовского лесничества Кетовского лесхоза на площади 2,46 га (т.1 л.д.123; книга учета и отвода земель).
     Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1064 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» (действовавшим с 1993 по 1998) перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти.
     В соответствии с приказом Рослесхоза от 29.03.1994 № 69 «Положение о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» (действовавшим с 1994 по 1998) перевод лесных земель в нелесные может быть осуществлен по инициативе юридических лиц и граждан с согласия органа управления лесным хозяйством или пользователя лесным фондом и по согласованию с заинтересованными организациями (пункт 3 приказа). В целях осуществления государственного учета земель и контроля за их использованием материалы по переводу лесных земель в нелесные в связи с изъятием земельных участков формируются в землеустроительные дела (пункт 4 приказа). Согласно вышеуказанного приказа юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращаются с заявлением в орган исполнительной власти района.
     При достаточной обоснованности заявления по поручению органа исполнительной власти района комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют подготовку землеустроительного дела, в состав которого входят в том числе акт выбора участка с чертежом (планом) его расположения; акт технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава лесного фонда с заключением органа управления лесным хозяйством или пользователя лесного фонда и план лесного участка (выкопировка с планшета).
     Администрация района (города) рассматривает материалы землеустроительного дела о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, принимает постановление.
     Указанное постановление вместе с землеустроительным делом направляется органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который на основании согласований с органом управления лесным хозяйством и соответствующими службами (экологическими, природоохранными, здравоохранения, архитектурно-планировочными и другими) принимает постановление и обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой о разрешении перевода лесных земель в нелесные и изъятия нелесных земель.
     Правительство Российской Федерации на основании заключений Рослесхоза или Роскомзема и материалов землеустроительного дела принимает распоряжение о переводе лесных земель в нелесные или дает обоснованный отказ.
     Распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные является основанием для изъятия земель лесного фонда и предоставления их в пользование.
     Согласно вышеуказанной процедуре и на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 885-р СТ «Эталон» были выделены земельные участки в квартале 155 выделе 5; квартале 161 выделе 10, квартале 162 выделе 12, квартале 169 выдел 1 Кетовского лесничества Кетовского лесхоза на площади 1,14 га, что подтверждается землеустроительным делом, а именно: схематическими чертежами земельных участков (по кварталам 155, 161, 162, 169), испрашиваемого к отводу; выкопировкой из плана лесонасаждений земельного участка (по кварталам 155, 161, 162, 169), испрашиваемого к отводу; актами технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава лесного фонда от 04.07.1994; постановлением Администрации Курганской области от 05.05.1995 № 165 «О расширении садоводческого товарищества «Эталон»; письмом Главного лесничего Курганского управления лесами от 27.12.1995 № 06.1-15 об отводе земель гослесфонда СТ «Эталон» (в деле).
     На основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1555-р от 14.10.1996 СТ «Эталон» были выделены земельные участки в квартале 155 выдел 9, квартале 162 выдел 2 Кетовского лесничества Кетовского лесхоза на площади 0,5 га (т.1 л.д.118-119).
     Из материалов землеустроительного дела видно, что изначально, СТ «Эталон» просили выделить им для ведения садоводства 0,83 га, что подтверждается: схематическим чертежом земельного участка (по кварталам 155 выдел 3, выдел 9; квартал 162 выдел 1, выдел 2, выдел 3, выдел 12, квартал 161 выдел 10), испрашиваемого к отводу; выкопировкой из плана лесонасаждений земельного участка (по кварталам 155,161,162), испрашиваемого к отводу. Согласно акта технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава лесного фонда от 18.01.1996 СТ «Эталон» было предоставлено 0,5 га в квартале 155 выдел 9, квартале 162 выдел 2, что подтверждается вышеуказанным актом, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 № 1555-р, письмом Главного лесничего Курганского управления лесами от 11.11.1996 № 06.1-15 об отводе земель для расширения садоводческого товарищества «Эталон» (в деле).
     Иных лесных участков из состава земель лесного фонда СТ «Эталон» не предоставлялось, доказательств обратному не представлено (ст. 65 АПК РФ).
     Из вышеперечисленных распоряжений Российской Федерации, решений Курганского областного Совета народных депутатов, а также материалов лесоустройства 1986 следует, что выдел 2 квартала 162 согласно был полностью предоставлен СТ «Эталон».
     Пунктом 3.5.3. приказа Рослесхоза от 15.12.1994 № 265 «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» предусмотрено, что квартальная сеть и нумерация кварталов, установленные при прежнем лесоустройстве, при неизменном разряде лесоустройства, как правило, сохраняются. Пересмотр их производится в случаях: значительных изменений территории отдельных лесничеств или всего объекта лесоустройства в целом; разукрупнения всех кварталов для приведения в соответствие с измененным разрядом нового лесоустройства.
     Если в состав лесничества приняты участки леса, образующие новые кварталы, или отдельные кварталы исключены, изменения в старую нумерацию кварталов вносятся таким образом, чтобы она была сохранена для основной части лесничества. При этом допускается разукрупнение отдельных кварталов до размеров менее установленных нормативов или присвоение вновь образованным кварталам очередных порядковых номеров, независимо от их местонахождения.
     Пункт 5.3.32. вышеуказанного приказа устанавливает, что по завершении таксации квартала производится последовательная нумерация выделов (включая лесосеки, отведенные или намеченные к отводу без отграничения в натуре) арабскими цифрами с северо-западного угла к юго-восточному.
     Поскольку выдел 2 в квартале 162 был полностью предоставлен СТ «Эталон», то вышеуказанный выдел при проведении очередного лесоустройства в 1997 году исключили из состава лесного фонда, поэтому выдел 3 квартала 162 (материалы лесоустройства 1986 года) переименовали в выдел 2 квартала 162 (материалы лесоустройства 1997 года), что подтверждается наложением выкопировки с планшета № 8 лесоустройства 1986 года на планшет № 9 лесоустройства 1997 года, и соответствует пунктам 3.5.3.; 5.3.32. приказа Рослесхоза от 15.12.1994 № 265 «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» (далее - Инструкция).
     При анализе вышеуказанных документов видно, что лесной участок из состава земель лесного фонда, которым пользуется Снецкой А.Е., находящийся в выделе 3 квартала 162 (материалы лесоустройства 1986 года), переименованный впоследствии в выдел 2 квартала 162 (материалы лесоустройства 1997 года) СТ «Эталон» для ведения садоводства не предоставлялся.
     Абзацами 2, 3 пункта 2.2.3 Инструкции установлено, что при взаимоотношении организаций, выполняющих лесоустроительные работы, с государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозами и другими владельцами лесного фонда, лесхозы в порядке подготовки к лесоустройству обязаны: 1) проверить и согласовать с органами землеустройства по имеющимся материалам и в натуре границы лесхоза и разрешить все спорные вопросы со смежными землепользователями; 2) составить перечень правительственных решений о передаче и приемке земель, произведенных после предыдущего лесоустройства, а также о переводах лесных земель в нелесные, произведенных в установленном порядке.
     Согласно пункту 3.1.3. Инструкции лесоустроители также имеют право на безвозмездное получение по требованию геодезических данных по землепользованиям и землевладениям, граничащим с землями лесного фонда, в местных органах Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
     Пунктом 3.8.2. Инструкции предусмотрено, что к отчету о подготовительных работах прилагаются соответствующие материалы, в том числе и выкопировки на земли, исключенные из государственного лесного фонда, и земли, принятые в государственный лесной фонд за прошедший ревизионный период.
     Таким образом, лесоустроители при проведении лесоустроительных работ принимают во внимание как документы связанные с изъятием лесных участков из лесного фонда, так и осмотр в натуре лесного фонда соответствующего хозяйствующего субъекта (лесхоза).
     Из указанного следует, что в случае перевода спорного участка № 102, находящегося в выделе 3 квартала 162 (материалы лесоустройства 1986 года), из земель лесного фонда в земли сельхозназначения, то данный факт был бы учтён в материалах лесоустройства 1997 года и, соответственно, отражен на планшете № 9 лесоустройства 1997 года.
     Материалами лесоустройства 1997 года (планшет № 9, 1997 года) подтверждается, что спорный участок № 102, находящийся в выделе 3 квартала 162 (материалы лесоустройства 1986 года), не переводился из земель лесного фонда в земли сельхозназначения (т.3 л.д.25).
     Пунктом 1.2.2. Инструкции указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом.
     Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 № 377 «О Правилах проведения лесоустройства» установлено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
     Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются материалами лесоустройства, согласно которому местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
     Согласно письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 26.01.2007 № ВК/0170 «О кадастровом учете лесных участков» и в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» материалы лесоустройства также, как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке. На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка.
     Кроме того, согласно статье 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     В соответствии с пунктом 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
     Вышеперечисленными документами подтверждается, что спорный участок № 102 расположен на землях лесного фонда и принадлежит Российской Федерации. Данный факт также подтверждается материалами съёмки границ спорного участка № 102, выполненной с применением навигационного прибора, навигатора ГАРМИН.
     Согласно пункту 23 приказа Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» съемка границ и привязка лесосек производятся с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с погрешностью не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с погрешностью не более 30 минут. Ошибка в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов. Допускается применять для съемки и привязки границ лесосек навигационные приборы, обеспечивающие указанную точность измерений.
     Подпунктом «г» пункта 15 приказа Федеральной службы лесного хозяйства от 15.06.1993 № 155 «Об утверждении наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации» предусмотрено, что работы по отграничению площадей лесосек включают в том числе промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также геодезическую привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.
     С помощью навигатора ГАРМИН было проверено местонахождение участка № 102, занятого Снецким А.Е., что подтверждается актом о лесонарушении, согласно которому вышеуказанный участок находится в составе земель лесного фонда (т.2 л.д.120,121).
     В силу пункта 2 статьи 28 Закона № 66-ФЗ СТ «Эталон» вправе требовать предоставления ему (членам товарищества) в собственность только земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, а данного факта не было доказано.
     Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие данного Кодекса, сохраняется (п. 3 ст. 20 Земельного кодекса).
     Однако, доказательств что Снецкому А.Е., либо СТ «Эталон» спорный участок был выделен ранее, не подтвержден. Из дела видно, что межевой план ООО «Геоцентр» был подготовлен по заявлению Снецкого А.Е. (т.1 л.д.16). Имеющаяся в деле справка № 14 от 11.09.2010, и заключение от 11.09.2010 СТ «Эталон» об использовании Снецким А.Е., участка № 102, который находится в границах СТ «Эталон», в силу чего относится к землям сельскохозяйственного назначения, не является надлежащим доказательством возникшего права Снецкого А.Е., на спорный участок и отнесения его к землям сельскохозяйственного назначения с разрешённым видом пользования - для садоводства.
     Заинтересованным лицом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым видом пользования - для садоводства, расположения его в границах СТ «Эталон» либо предоставления его СТ «Эталон», Снецкому А.Е., ранее оспариваемого постановления.
     Земельный участок № 102 был поставлен на кадастровый учет с нарушением положений, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - без согласования его границ с собственниками смежного земельного участка.
     Согласно части 2 статьи 39 указанного Федерального закона, предметом согласования границ земельного участка с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения и границ земельного участка осуществляется собственником смежного земельного участка. От имени собственника смежного земельного участка, согласно с части 4 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
     В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
     Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25.09.2006 № 338 "О Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области" Департамент определен как орган государственной власти Курганской области уполномоченный в сфере лесных отношений (т.1 л.д.8-11).
     Поскольку земельный участок № 102 расположен на территории Курганского лесничества, согласование его границ должно осуществляться подведомственным Департаменту ГКУ «Курганское лесничество». В нарушение установленного порядка, в акте согласования местоположения границ земельного участка согласование ГКУ «Курганское лесничество» отсутствует.
     Администрация Кетовского района в ходе судебного разбирательства не предоставила правоустанавливающих документов по определению категории земель по участку № 102 и месту его расположения.
     Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод земель, находящихся в федеральной собственности, в другую категорию осуществляется Правительством Российской Федерации. Такого решения Администрацией Кетовского района в ходе судебного разбирательства не представлено.
     Согласно статье 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда определяется Земельным кодексом и Лесным кодексом.
     Пунктами 1 и 2 статьи 6 Лесного кодекса предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
     Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (пункт 2 статьи 8 ЛК РФ).
     В силу части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли лесного фонда.
     Согласно статье 9 Лесного кодекса лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
     Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
     По общему правилу, установленному частью 2 статьи 27 Земельного кодекса, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К земельным участкам, ограниченным в обороте, согласно части 5 статьи 27 Земельного кодекса, относятся земли лесного фонда. Согласно статьи 8 Лесного кодекса земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
     Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе в составе земель лесного фонда.
     Представленные в дело и исследованные судом документы относительно спорного участка представляют собой вторичные документы, которыми не подтверждается факт отнесения спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием - для садоводства и факт его расположения в границах земель СТ «Эталон». Других документальных доказательств, которыми бы подтверждались иные обстоятельства, в материалах дела не имеется, сведения об изменении категории земель в документах, имеющихся в материалах дела, отсутствуют.
     В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
     Таким образом, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте. Осуществление такого вида деятельности, как ведение садоводства, огородничества, не согласуется с нормами Лесного кодекса Российской Федерации об установлении видов использования лесов.
     Администрация Кетовского района в оспариваемом постановлении от 20.12.2010 № 2171 указала категорию земель земельного участка № 102 как земли сельскохозяйственного назначения, предоставив физическому лицу Снецкому А.Е. земельный участок в собственность из состава земель лесного фонда. Какого-либо нормативного обоснования о том, что Администрация Кетовского района наделена таким правом, суду не представлено.
     Как установлено судом, оспариваемое постановление принято на основании постановления Администрации Кетовского сельского совета от 13.12.2010 № 533 «Об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства Снецкого А.Е.» и материалах кадастрового дела, которые не являются правоустанавливающими документами по определению категории земель по данному участку и месту его расположения (в границах товарищества либо за его пределами), иными правоустанавливающими документами на спорный участок подтверждающими право (собственности, аренды, иное право) на него Снецкого А.Е. или СТ «Эталон», расположения его в границах садоводства, и соответственно отнесения его к землям сельскохозяйственного назначения, Администрация Кетовского района в материалы дела не представила (статья 65 АПК РФ).
     Суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо не доказало факт предоставления Снецкому А.Е. в установленном порядке спорного земельного участка, а также, доказательств отнесения спорного участка к категории земель сельскохозяйственного пользования, находящегося в границах СТ «Эталон» и отнесения к имуществу общего пользования (либо находящегося в резерве), подлежащему в силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» бесплатной передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (либо его членам), право собственности на который зарегистрировано за Снецким А.Е.
     Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
     Частью 1 статьи 53 АПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
     Согласно п.6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.
     Полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора на территории Курганской области осуществляются Департаментом (п.12 Положения о Департаменте).
     Довод третьего лица Снецкого А.Е. о пропуске заявителем трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, подлежит отклонению.
     Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
     Департамент не мог точно знать, когда будет вынесено оспариваемое постановление Администрации Кетовского района, а также до момента его получения не мог знать его содержания, поскольку оспариваемое постановление не публиковалось в средствах массовой информации, заявителю не направлялось. Материалами дела подтверждается, что копия оспариваемого постановления была получена заявителем в составе кадастрового дела из ФГУ «Кадастровая палата» по Курганской области поступивших на запрос от 12.07.2011, суд приходит к выводу, что Департаментом не пропущен срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ для подачи заявления в арбитражный суд.
     В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным.
     Администрацией Кетовского района не представлено доказательств наличия законных оснований для принятия оспариваемого постановления о предоставлении участка и не представлено доказательств, подтверждающих полномочия по принятию оспариваемого постановления относительно участка, собственником которого является Российская Федерация.
     Согласно изложенному, оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления с превышением полномочий по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, чем были нарушены права и законные интересы Российской Федерации.
     Таким образом, исходя из вышеизложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, доводы заинтересованного лица, изложенные в письменном отзыве, и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению.
     Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
     

решил:

     Заявление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области удовлетворить.
     Постановление Администрации Кетовского района Курганской области № 2171 от 20.12.2010 «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для садоводства Снецкому А.Е.» признать недействительным.
     Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
     Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.
     
     
          Судья                                                                        Обабкова Н.А.